Что такое TIR-carnet (книжка МДП) и зачем он нужен
МДП, в переводе на человеческий язык означает международные дорожные перевозки.
Книжка МДП позволяет осуществлять международные грузоперевозки из страны отправления товара в страну назначения под таможенным контролем (с печатями и пломбами).
Система МДП вступила в действие 1978 году, за её функционирование отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (IRU).
Книжка МПД представляет из себя блокнот большого формата с присвоенным уникальным серией и номером.
Книжка МДП имеет ограничение по сроку действия. Дата окончания срока действия проставляется штампом на титульном листе. Эта дата означает последний день, когда можно «открыть» TIR-carnet и осуществить перевозку по процедуре МДП.
Стоимость книжки МДП относительно не велика, но получить её могут не все грузоперевозчики.
Для того что бы иметь право пользоваться процедурой МДП, перевозчику необходимо стать членом ассоциации международных грузоперевозчиков, сделать взнос в ассоциацию, получить карточку допуска к международным грузоперевозкам на каждое транспортное средство и сделать таможенное освидетельствование на каждый прицеп/полуприцеп.
TIR-carnet полный перечень информации об осуществляемой грузоперевозке:
-место погрузки и разгрузки
-место таможенного оформления и таможенной очистки груза
-последовательность таможен оформления
-информация о грузе: наименование, вес, код ТНВЭД, количество грузовых мест
-список товаросопроводительных документов с указанием их номеров
-данные о транспортном средстве
-номера пломб и отметок таможни
Перевозчик имеет право заполнить книжку МДП, но это налагает определённую ответственность на водителя т.к. для этого надо просмотреть все инвойсы и CMR накладные на груз и правильно вписать данные, помарки и описки допускающие двойное толкование данных не допустимы. Как правило этим занимаются специалисты в местах таможенного оформления груза.
По толщине, книжки МДП бывают на 4, 6, 14 и 20 листов. Количество листов влияет на то, сколько мест загрузки и таможенного оформления груза будет по пути следования транспортного средства.
По пути следования, при прохождении таможен, из книжки вырываются листы, в книжке же остаются корешки от вырванных листов. Листы считаются по парам (белый и зелёный). Первый лист – ТИР открыт. Второй лист – ТИР закрыт.
Начать международную грузоперевозку и открыть ТИР не одно и то же. Грузоперевозка до открытия ТИРа и после его закрытия может проходить по другой процедуре.
Проще всего руководствоваться формулой: 1-й лист – стать под национальный таможенный контроль, 2-лист – завершение процедуры таможенного контроля (окончание процедуры МДП).
Важно помнить, что при планировании грузоперевозки в ТИРе имеется всего 4 графы в которые можно вписать пункты таможенного оформления. Таким образом таможен назначения должно быть не более трёх т.к. в одну из граф будет вписана таможня отправления.
Очерёдность прохождения таможен имеет очень важное значение. Нарушение очередности прохождения таможен может повлечь за собой весьма большие штрафы для грузоперевозчика.
Сама же книжка МДП гарантирует уплату в таможенные органы суммы причитающихся платежей за груз в размере до 60 тысяч евро. Выгодоприобретателем этих платежей будет национальная таможня. И эта сумма не ограждает перевозчика от штрафов за нарушение процедуры МДП.