При транспортировке особо крупногабаритных или тяжеловесных грузов автомобильный транспорт является наиболее часто используемым средством по ряду причин - развитая дорожная сеть и дорожная инфраструктура, высокая скорость, возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы практически в любом месте. Для мощных современных грузовиков и автопоездов есть нюансы, позволяющие выполнять такие перевозки. Какие именно? Попробуем разобраться.
Фактически любой груз, размеры которых выступают за пределы транспортного средства, на котором они находятся, считаются негабаритными. Чаще всего это промышленное оборудование, строительная и дорожно-строительная техника, горнодобывающая, буровая и карьерная техника, морские суда, а также ряд других машин и механизмов, которые могут транспортироваться целиком или по частям автомобильным транспортом, автопоездом, или даже целой колонной техники (например, если необходимо перевезти огромный самосвал весом в несколько сотен тонн). Груз может относиться к категории негабаритных по одному или нескольким параметрам. Например, длинные - это длина, превышающая допустимую местным законодательством. Правилами дорожного движения установлена допустимая длина для одиночного транспортного средства - 12 метров, для прицепов - 12 метров, для автопоезда - 20 метров. Однако, это не означает, что груз, превышающий эту длину и габариты транспортного средства впереди или сзади, нельзя перевозить по дорогам общего пользования. Такие негабаритные грузы можно перевезти, но для этого потребуются специальные меры по согласованию и разрешению, соблюдению скоростного режима, специальный знак, указывающий на крупногабаритный груз, а зачастую и помощь в виде ведомственных машин с мигалками. Во многом это касается и ширины: этот параметр в нашей стране должен уместиться в цифру 2,55 метра (2,6 для рефрижераторов и изотермических фургонов), а все, что выше, считается уже негабаритным грузом. Высота транспортного средства от уровня дорожного покрытия не должна превышать отметку 4 метра. Существует ряд правил относительно скорости движения транспортных средств.
Но это только требования, касающиеся безопасности всех участников дорожного движения. Другие - это те, которые делают транспортный бизнес прибыльным для тех, кто придерживается правил. Ведь перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом дело хлопотное, но и выгодное: цены на него превышают тарифы на стандартные грузоперевозки. Ведь грузовик или автопоезд способен доставить крупногабаритный груз даже в отдаленные точки, где нет железнодорожных путей и невозможно добраться по воде. И таких мест на карте земли более чем достаточно. Да и разгрузить машину, как мы уже отметили в самом начале, намного проще: для этого не требуется ни зона погрузки аэропорта, ни вокзал.
Однако мы упомянули о прибыли. Чтобы он стал тем, чего ожидает перевозчик, целый штат логистов внимательно изучает маршрут, все ограничения на него и связанные с поездкой расходы. Ведь вам потребуется разрешение на негабаритную перевозку, оплату госпошлины, а также согласование маршрута и пакета документов, связанных с его прохождением.
Разумеется, тщательная проработка маршрута связана не только с планируемой прибылью. В конце концов, по пути есть линии электропередач, туннели, мосты и другие потенциальные препятствия - а качество дорожного покрытия на всём протяжении маршрута может сильно отличаться. Поэтому маршрут перевозки негабаритных грузов наиболее детально согласовывается с рядом органов.
Также принимаются во внимание другие важные моменты - например, видимость впереди и сзади транспортного средства должна быть без помех. Негабаритный груз не должен сильно снижать маневренность грузовика или автопоезда, а также длину тормозного пути. А также - не создавать серьезного загрязнения окружающей среды. По этой причине токсичные грузы перевозятся в специальной упаковке.
Подчеркнем, что все вышеперечисленные требования при перевозке негабаритных грузов соблюдаются очень тщательно - ведь их нарушение может не только повлечь большие штрафы, но и в принципе сделать невозможным завершение поездки.
Стоимость доставки негабаритных грузов в зависимости от региона может существенно различаться. Это связано с различным качеством дорог, ценой на топливо, средней заработной платой водителей, качеством транспортных средств перевозчика (более дорогие автомобили становятся более дорогими за километр) и, конечно же, сложностью и срочностью заказа. Многие негабаритные грузы требуют сложного крепления к транспортному средству, что также влияет на цену. Несмотря на дороговизну перевозки негабаритных грузов, альтернативы зачастую нет: ведь очень большое количество таких грузов имеет уникальную и достойную таких затрат высокую стоимость. Поскольку для большинства грузовых мест важны высокая надежность перевозчика и хорошая профессиональная репутация.
Помимо того, что груз имеет габариты, превышающие допустимые для автомобильного транспорта общего пользования, он также может не соответствовать установленным нормам по массе. Перегрузка трейлеров, особенно если это делается регулярно, приводит к штрафам, предусмотренным Административным кодексом, которые быстро возрастают с каждым нарушением. Говоря о массе груженого транспортного средства, уточним, что существует два стандарта: по допустимой массе и по нагрузке на ось грузового автомобиля (автопоезда). Допустимая масса - это, проще говоря, масса, разрешенная для использования производителем, которая складывается из веса самого автомобиля и веса перевозимого им груза. Если грузовой автомобиль весом 8 тонн имеет допустимую массу 24 тонны, то на нем можно перевезти 16 тонн груза.
Конечно, у двух-трехосного грузовика и 5-6-осного автопоезда допустимые массы будут разными. Так что допустимая масса двухосного грузовика составляет 18 тонн. Трехосный - 25 тонн, 4-осный - 32 тонны, 5-осный - 35 тонн (для автопоездов, прицепов и полуприцепов с таким же количеством осей чуть больше: 28, 36 и 40 тонн соответственно). Для автопоездов с 6 и более осями допустимая масса может достигать 44 тонн. При большем весе груженого транспортного средства потребуется специальное разрешение на перевозку. Если вес машины с грузом превышает 80 тонн, потребуется согласованный маршрут для мостов и других сложных участков маршрута.
Вторая важная характеристика - нагрузка на ось - описывает, как нетрудно догадаться, нагрузку, которую одна ось транспортного средства несет на дороге. Нагрузка на заднюю ось у любого типа коммерческого транспорта всегда сильнее - обычно она находится за грузовым отсеком (а впереди кабина и двигатель, нагрузка от которых значительно меньше. Для контроля этого важного параметра используется термин «максимальная нагрузка на ось»), имея в виду давление от наиболее нагруженной оси. Для ограничения проезда транспортных средств с определенной осевой нагрузкой (например, 5 тонн на ось) на определенных участках маршрута устанавливаются соответствующие дорожные знаки, ограничивающие перевозку негабаритных грузов.
Конечно, есть много других важных вопросов, связанных с перевозкой крупногабаритных грузов - например, включение стояночного тормоза на уклоне 16% и наличие противооткатных упоров - которые мы не будем касаться в этой короткой статье.